Регистрация ИП через МФЦ в 2023 году: плюсы и минусы, список документов и их подача
- 28 сентября 2021
- Просмотров:
Многофункциональный центр (МФЦ) — посредник между налоговой и вами. Регистрацией ИП будет заниматься налоговая, МФЦ лишь перешлет документы. Регистрирующих ФНС может быть всего одна на регион, а многофункциональных центров больше и попасть в них проще. В 2023 году многие МФЦ уже используют электронный документооборот, поэтому сроки регистрации будут примерно такими же, как в налоговой. Некоторые МФЦ все еще пересылают документы почтой или курьерами, тогда срок регистрации ИП увеличится на время доставки документов.
Однако есть у МФЦ и некоторые минусы, по сравнению с налоговой. Главный — МФЦ лишь посредники и у них нет налоговых специалистов, значит, если у вас будут ошибки в документах, их не всегда заметят. Итогом может стать отказ в регистрации.
Для регистрации в качестве индивидуального предпринимателя через МФЦ нужно предоставить те же документы, что и в налоговую. ФНС регистрирует ИП за 3 рабочих дня. Но МФЦ требуется время на пересылку документов, даже электронных, поэтому срок регистрации ИП через МФЦ будет несколько больше.
1. Плюсы регистрации ИП в МФЦ?
У регистрации ИП через МФЦ есть существенные преимущества перед налоговой.
- МФЦ "Мои документы" намного больше и попасть в них проще. Регистрацией ИП занимаются не все налоговые, а только специально на это уполномоченные — регистрирующие ФНС. Таких налоговых мало, может быть одна в регионе или большом городе. Некоторым, чтобы до нее добраться придется провести в дороге несколько часов. Например, в Москве регистрирующая ФНС одна, а МФЦ более 100.
- У МФЦ удобный график работы. Часто в центре удлиненный рабочий день, а некоторые центры работают и в выходные. На прием можно записаться заранее через портал госуслуги и там же посмотреть график работы МФЦ.
- Регистрация индивидуального предпринимателя через многофункциональный центр освобождает от уплаты госпошлины 800 рублей.
Офисы МФЦ работают по единым стандартам. Но, как видите, бывают различия по условиям обслуживания. Поэтому рекомендуем перед обращением, позвонить и уточнить в выбранном центре систему работы по регистрации ИП и возможность подачи документов без госпошлины.
2. Минусы при регистрации ИП в МФЦ
Среди недостатков регистрации ИП через МФЦ можно выделить следующие:
- Отсутствие налоговых специалистов. Сотрудники МФЦ не всегда могут компетентно проконсультировать по правильности заполнения документов. При отказе ФНС придётся подавать документы повторно.
- Не все МФЦ принимают уведомление о применении УСН. Если заявление на применение "упрощёнки" не примут вместе с пакетом документов при регистрации, его можно будет подать в течение 30 дней после регистрации в качестве предпринимателя, но уже в вашу в районную ФНС.
- Если выбранная МФЦ не работает с ФНС по электронному документообороту, то придётся оплачивать госпошлину. Правда такие случаи сейчас редкость. Оплату в этом случае лучше производить в самом центре, так как реквизиты у ФНС и МФЦ разные. Если вы уже оплатили пошлину на счет налоговой, для регистрации через МФЦ эта квитанция будет недействительна. Придется или оплачивать снова или ехать передавать документы в регистрирующую налоговую.
- Срок регистрации может быть увеличен. Налоговая зарегистрирует ИП за 3 рабочих дня. К этим дням надо прибавить время, необходимое МФЦ для пересылки документов. Как правило этот срок не значителен 1-3 дня.
- Подать документы на регистрацию ИП можно не во всех МФЦ, но в большинстве можно.
- Каждый многофункциональный центр является самостоятельным юридическим лицом и у них нет единого сайта и справочной. У каждого центра они свои.
Рекомендуем, все нюансы работы МФЦ уточнять заранее: возможность подать документы на открытие ИП, срок регистрации, необходимость оплаты госпошлины и список необходимых документов.

3. Список документов для регистрации ИП через МФЦ
Для регистрации ИП через МФЦ нужно предоставлять те же документы, что и для налоговой:
- заявление Р21001;
- оригинал паспорта будущего предпринимателя;
- Уведомление о переходе на УСН (если требуется);
Могут потребоваться и дополнительные документы, исходя из вашей ситуации. Иностранцу придется приложить вид на жительство или разрешение на временное проживание, а также нотариальный перевод удостоверения личности. Несовершеннолетнему ИП потребуется один из 3-х документов: нотариальное разрешение от законных представителей, свидетельство о браке или судебное решение об эмансипации. А при подаче документов через представителя, надо будет сделать на него нотариальную доверенность.
4. Подача документов через МФЦ по шагам
Для подачи документов через МФЦ нужно сделать 5 шагов:
- Подготовьте пакет регистрационных документов. Лучше это сделать через наш сервис, чтобы избежать ошибок.
- Выберите удобный для вас МФЦ. Это можно сделать через портал госуслуги.
- Запишитесь на прием. Сделать это несколькими способами:
- прийти в МФЦ и взять талончик в терминале электронной очереди — обычно время ожидания не более 15 минут;
- записаться заранее через сайт МФЦ вашего населенного пункта;
- записаться через портал госуслуги;
- записаться по телефону выбранного центра.
- Оплатите госпошлину, если МФЦ не работает с электронными документами. Если работает пропустите этот шаг.
- Подайте документы.
После принятия документов специалист МФЦ должен выдать вам расписку, в которой указан день, когда документы будут готовы.
Другие статьи
Как выбрать банк для открытия расчетного счета. Нужен ли счет в банке для ООО или ИП. Может ли ООО или ИП работать без расчетного счета.
Читать статьюДействия после регистрации ИП: выбор системы налогообложения, регистрация в фондах и т.д.
Читать статью