Переход на типовой устав
- 25 августа 2022
- Просмотров:
1. Характерные особенности ТУ
В списке ТУ вы увидите 36 разных версий, настроенных под различные потребности ООО. Всем документам типового формата характерны особенности:
- Обобщенность текста, без конкретики о конкретной компании. То есть, в ТУ не будет ни названия, ни адреса ООО, ни имен учредителей.
- Полное соответствие требованиям закона уже проверено, дополнительно обращаться к юристам не потребуется. При составлении персонального устава такая необходимость всегда присутствует.
- Все образцы ТУ есть в свободном доступе в электронном виде. Если компания принимает решение сменить устав на типовой, ей не обязательно хранить бумажную версию - электронный устав всегда можно скачать заново, он точно не потеряется.
- Учредители не имеют право вносить в ТУ какие либо изменения, чтобы подстроить устав под себя. Но, текст может быть отредактирован по инициативе Минэкономразвития и с правками ООО соглашается автоматически.
- Если компании приходится менять адрес или состав участников, то использование ТУ освобождает от внесения корректировок в устав. В такой ситуации компания лишь подает заявление для внесения поправок в ЕГРЮЛ.
- Решение об использовании ТУ - добровольное, никто не настаивает на переходе на типовую версию.

2. Стоит ли менять текущий устав на типовой
Для уже функционирующих компаний с собственным уставом также допускается смена устава на типовой. Но, предварительно стоит изучить ограничения, которые не позволяют некоторым ООО применять ТУ.
Приняв решение о переходе на типовой формат устава, убедитесь, что ваше ООО может его использовать, изучив ряд ограничений:
- ТТУ не подойдет компаниям, в которых есть ревизионная комиссия и/или совет директоров.
- Если полномочия по руководству предоставляются одному человеку, его можно назначить только генеральным директором - других должностей не предусматривается. Но, есть варианты ТУ с коллегиальным управлением или равнозначными правами каждого участника.
- Компании на ТУ не могут применять печать.
- Типовой формат устава не подойдет организации с лицензируемым видом деятельности.
- Вариантов подтверждения решений собрания в типовых версиях устава всего два - протоколом с подписями участников или с помощью нотариуса.
Если у компании есть персональный устав, но в ходе собрания она принимает решение перейти на ТУ, то при выборе версии нужно согласовать с участниками такие моменты:
- Будет ли членам компании дано право на выход из ООО. При отрицательном ответе на поставленный вопрос уйти из ООО участник сможет только через схему продажи доли.
- Придется ли при отчуждении доли в капитале компании запрашивать согласие остальных учредителей.
- Как будет передаваться доля ООО в наследство: с согласия участников или без него.
- Будет ли участникам ООО предоставлено право первыми претендовать на выкуп доли компаньона, выходящего из состава Общества.
- Каким способом ООО будет удобнее заверять решения собраний: нотариально или подписями на протоколе.
- Как будет происходить управление: совместно с равными правами, коллегиально, или единолично гендиректором.
Из разных ответов на поставленные вопросы строятся комбинации типовых уставов, и версия ТУ выбирается именно исходя из решений ООО. Если такой устав вас устраивает, далее приведем инструкцию по переходу.

3. Смена на ТУ: пошаговая инструкция
Если учредители ООО приняли решение переходить на устав типовой версии, им пригодится пошаговая инструкция по уведомлению налоговой.
Порядок действий, как изменить устав на типовой:
- Соберите всех учредителей на собрание, чтобы зафиксировать решение о выборе конкретной версии типового устава. Если в компании один участник, то решение он принимает сам.
- Заполните форму Р13014 - она предназначена для уведомления налоговой об изменениях. В ней нужно записать номер устава, который вы выбрали, отдельно печатать устав не нужно.
- Готовое заявление с решением ООО отправьте в налоговую любым из способов:
- Дистанционно, воспользовавшись нашим сервисом. Здесь же можно сформировать форму Р13014 автоматически.
- Лично передайте документы в инспекцию, в которой проходили регистрацию.
- Обратитесь в МФЦ.
- Посетите нотариуса - за отдельную плату он передаст документы в ИФНС по своей ЭЦП онлайн.
- Удостоверьтесь в результате. Налоговая направит уведомление о совершенных изменениях по электронной почте, адрес которой вы укажите в форме заявления. Можно забрать уведомление и в распечатанной форме, тогда для этого нужно заранее сделать отметку в Р13014.
